16.5. Тест «Администратор или лидер?» [28, с. 57]

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 

При ответе на каждое утверждение возможная максимальная шкала оценки – 10 баллов, при этом:

10 баллов – полное согласие с утверждением;

5 баллов – согласие частичное (наполовину);

0 баллов – полное несогласие.

1. Я доверяю людям полностью.

2. Я считаю, что решением социально‑бытовых проблем должны заниматься сами люди, а не их руководители.

3. Члены трудовых коллективов должны сами выбирать руководителей.

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться», я это знаю.

5. Люди знают, что я умею хранить доверяемые мне тайны.

6. Все люди хотят одного – власти, я – не исключение.

7. Я склонен и готов вступиться за людей всегда, когда с ними обходятся несправедливо.

8. Думаю, что в интересах дела выгоднее, чтобы руководитель был непреклонным и жестоким (безжалостным).

9. Я за полную гласность в коллективе

10. Согласен, что основное для достижения успеха в управлении – умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11. Я могу срабатываться даже с теми людьми, которые не вызывают у меня симпатию.

12. Я смогу отдавать команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моим.

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся подчиненные.

15. Мне кажется, я смогу хорошо узнать общие нужды и проблемы своего коллектива.

16. Мне будет легче руководить людьми, если я узнаю, что они не хотели бы выполнять мои обязанности.

17. Я заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов моего коллектива разрешались.

18. Я уверен, что боязнь наказания – более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19. Я ощущаю способности и готовность действовать практически для решения общих для коллектива проблем.

20. При необходимости я сумею сделать так, что люди согласятся со мной из опасения «нарваться на неприятности».

16.6. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 16.1 «Лидер»

Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе вы получаете балл только за вариант «а» или «б» (см. таблицу).

До 25 баллов – лидерство выражено слабо;

26–35 баллов – средняя выраженность лидерства;

36–40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

40 баллов и более – склонность к диктату.

Ключ к тесту 16.2 «Есть ли у вас задатки лидера?»

Засчитайте себе по одному баллу за каждый правильный ответ.

1. Неверно. Способность руководить не передается по наследству. Мы можем этому научиться, как учимся всему остальному в жизни, но для этого потребуются упорство и настойчивость.

2. Неверно. Берясь за руль, вы должны быть готовы к тому, что окружающие будут испытывать к вам противоречивые чувства. Это странная смесь любви и ненависти, которую обычно испытывает «упряжка» к бегущему впереди вожаку.

3. Неверно. Хороший лидер должен быть заметен. Присутствие лидера придает уверенность членам команды и поднимает их дух. Нельзя быть одиноким волком и вожаком стаи одновременно.

4. Верно. Руководство, по крайней мере на работе, – это улица с двусторонним движением. Чтобы добиться успеха, нужно уметь «манипулировать» своим начальством. Как говорит консультант по менеджменту П. Друкер, честолюбивый лидер должен использовать своего шефа как «источник достижений, благодеяний и, будем откровенны, личного успеха».

5. Неверно. Если вы пробились наверх, не думайте, что у вас на все будет готов ответ. Даже наиболее удачные лидеры порой застывают в нерешительности.

6. Неверно. Превосходство – менее важное качество, чем наличие интеллекта и способностей к убеждению. Исследования проф. Р. Танненбаума, И. Вешлера и Ф. Массарика показали, что суть лидерства в межличностном влиянии, которое реализуется через общение.

7. Неверно. Хотя у некоторых исторических лидеров и была заурядная внешность (Наполеон, Ганди), но это скорее исключение, чем правило. Те, кто пробивается наверх, обычно физически более привлекательны, более энергичны и выше ростом, чем их коллеги.

8. Неверно. Люди, способные управлять действиями других, склонны к конкретизации. Художественной литературе они предпочитают документальную, а если и читают художественную литературу, то выбирают детективы.

9. Неверно. Хорошие руководители стремятся к гармонии. Они склоны к демократии, хотя это и замедляет принятие решения, и предпочитают выслушивать все стороны, чтобы узнать причины возражений. После этого они пересматривают решение, приводя его к компромиссу между своими взглядами и мнениям окружающих.

10. Неверно. Не расстраивайтесь, если кто‑то из ваших подчиненных соображает быстрее вас. Исследования показали, что способность быстро принимать решение для лидера не так важна, как наличие здравого смысла и умения все хорошо продумать, прежде чем начать действовать.

8‑10 правильных ответов. Из вас получится отличный лидер. Вы чутко относитесь к нуждам подчиненным, и если вы до сих пор не президент, то только потому, что работаете не в полную силу.

4–7 правильных ответов. У вас средние способности к руководству. Как и многие другие в этой категории, вы сможете чего– то добиться, если немного подучитесь.

До 3 правильных ответов. Вы типичный подчиненный, вам не водить полки в атаку. Это не значит, что вы не сможете добиться своей цели, но вам придется нелегко, если для ее достижения понадобится кем‑то руководить. Людям, набравшим немного баллов, лучше работать самостоятельно, а не руководить коллективом.

Ключ к тесту 16.3 «Кто вы: капитан или рядовой?»

За ответы на вопросы начисляются баллы:

16 баллов. Вы – «рядовой». Вы слишком уважаете других и отождествляете свои слабости со слабостями ближних, поэтому не способны командовать и успешно конкурировать – ведь для этого необходимо уметь «поглощать и переваривать» чужие трудности.

Может быть, за вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие‑либо выводы, проанализируйте, сколько раз ваши попытки руководить терпели неудачу.

Если вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности, это не так уж и плохо – так спокойнее.

17–23 балла. Вы находитесь между «молотом и наковальней». Вы немножко «капитан» (руководитель) и немножко – «рядовой». Вы с трудом принимаете решения, так ведь? Вам трудно добиться признания, ваши аргументы – слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

24 балла и более. Вы – «капитан». С детских лет вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом ваше влияние на других людей крепло и особенно явственно проявлялось в трудные минуты.

Если вы честолюбивы и не боитесь работы, благодаря этому дару вы можете занять очень высокое положение. В противном случае нужно довольствоваться тем, что вас считают прекрасным другом (подругой), и вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.

Ключ к тесту 16.4 «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?»

За ответы на вопросы начисляются баллы в соответствии с таблицей:

36 баллов и более. Инициатива в вас неистребима. Вы в любой момент и в любом коллективе готовы занять лидирующую позицию. Вы можете указать путь и повести за собой, вас ждет большое будущее – при одном условии: если при этом за вами идут.

19–35 баллов. Человечеству и удалось добиться больших успехов, потому что каждый из нас готов в любой момент стать ведущим или ведомым, лидером или подчиненным. Вам обе эти роли присущи примерно в равной степени, и потому для вас найдется место в любом коллективе. Остается надеяться, что это место вас устраивает.

18 баллов и менее. Ваша участь – добросовестное исполнение чужих инициатив. Вы привыкли чутко прислушиваться к чужому мнению и следовать генеральной линии, проложенной другими. Легко и приятно знать, что за тебя уже все решили и ответственность лежит не на тебе. Но кто знает, может вы способны на большее?

Ключ к тесту 16.5 «Администратор или лидер?»

Регистрационный бланк

По шкале Л суммируют все баллы, полученные на нечетные вопросы теста; по шкале А суммируют все баллы, полученные на четные вопросы теста.

Пример: Л = 90 баллов; А = 60 баллов.

Сумма баллов приравнивается к 100 %.

Л + А = 150 баллов = 100 %,

тогда лидерство в относительных величинах будет равно:

Л = 90 × 100 / 50 = 60 %,

администраторство окажется несколько ниже:

А = 60 × 100/ 150 = 40 %.

Вывод. В нашем примере руководитель в большей степени лидер, а не администратор, т. е. он может опираться на свой авторитет и силу влияния, а не на должностной статус и власть.

16.7. Конкретные ситуации

Ситуация 1

Вы лидер в своей команде на протяжении многих лет, но появляется молодой перспективный сотрудник, который разрабатывает интересные проекты. Ему требуется ваша поддержка. Вы видите, что этот человек явно стремится занять ваше место.

В очередной раз, когда он обратился за помощью, вы говорите:_____________

Ситуация 2

Вы начальник СМУ. К вам на прием пришел бригадир бригады № 3 с жалобой на неоднократные срывы дисциплины. Причина кроется в том, что неформальным лидером является абсолютно недисциплинированный работник, который «вносит смуту в умы» остальных членов бригады, и те то не являются на работу вообще, то самовольно уходят, то в рабочее время распивают спиртные напитки и т. д.

Вы говорите:_____________

Ситуация 3

Вы – начальник торговой компании. Бухгалтер компании пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи сначала главному бухгалтеру, а потом уже вам. Вам это не нравится.

Вы вызываете главного бухгалтера и говорите:____________

Ситуация 4

1. Смоделируйте ситуацию, при которой человек обладает чем– то одним: либо властью, либо влиянием, либо авторитетом, либо лидирует, но не имеет ни одного из трех оставшихся качеств из тех, которые были названы. Какая из смоделированных ситуаций наиболее типична?

2. Может ли руководитель, обладающий властью, но не являющийся лидером, успешно справляться со своими обязанностями? Почему? Приведите примеры исходя из собственного опыта. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

3. Какие из современных лидеров вам больше всего нравятся? Проанализируйте их поведение. Есть ли общее между вашим поведением и поведением этих лидеров? В чем различия? Какие черты вы бы хотели перенять у этих лидеров? Поможет ли это вам в формировании поведения современного менеджера? Почему?

4. Каким должно быть поведение современного лидера? Зависит ли это от призвания, миссии или целей организации? Почему? Зависит ли поведение лидера коммерческой фирмы от характера специализации этой фирмы? В случае положительного ответа определите черты, свойственные лидеру финансовой компании. Приведите примеры.

5. Может ли менеджер быть одновременно ориентирован на задание и на работника?

6. Какие формы поведения лидера из числа описанных в литературе вы можете назвать? Какие формы, которые нигде не были названы, вы можете привести дополнительно?

7. Приведите примеры ситуаций, при которых поведение подчиненных заставляет лидера кардинально менять свое поведение. Можно ли считать его хорошим лидером?

8. Часто шеф отсутствует, а его заместитель на месте. Значит ли это, что шеф вовсе не нужен?

16.8. Контрольные вопросы

1. Какие качества присущи лидеру?

2. В чем различия формального и неформального лидеров?

3. Для каких целей руководителю необходимы лидерские качества?

4. Как вы поступите, если в вашем коллективе существует явная конфронтация между формальным и неформальным лидерами?

При ответе на каждое утверждение возможная максимальная шкала оценки – 10 баллов, при этом:

10 баллов – полное согласие с утверждением;

5 баллов – согласие частичное (наполовину);

0 баллов – полное несогласие.

1. Я доверяю людям полностью.

2. Я считаю, что решением социально‑бытовых проблем должны заниматься сами люди, а не их руководители.

3. Члены трудовых коллективов должны сами выбирать руководителей.

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться», я это знаю.

5. Люди знают, что я умею хранить доверяемые мне тайны.

6. Все люди хотят одного – власти, я – не исключение.

7. Я склонен и готов вступиться за людей всегда, когда с ними обходятся несправедливо.

8. Думаю, что в интересах дела выгоднее, чтобы руководитель был непреклонным и жестоким (безжалостным).

9. Я за полную гласность в коллективе

10. Согласен, что основное для достижения успеха в управлении – умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11. Я могу срабатываться даже с теми людьми, которые не вызывают у меня симпатию.

12. Я смогу отдавать команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моим.

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся подчиненные.

15. Мне кажется, я смогу хорошо узнать общие нужды и проблемы своего коллектива.

16. Мне будет легче руководить людьми, если я узнаю, что они не хотели бы выполнять мои обязанности.

17. Я заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов моего коллектива разрешались.

18. Я уверен, что боязнь наказания – более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19. Я ощущаю способности и готовность действовать практически для решения общих для коллектива проблем.

20. При необходимости я сумею сделать так, что люди согласятся со мной из опасения «нарваться на неприятности».

16.6. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 16.1 «Лидер»

Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе вы получаете балл только за вариант «а» или «б» (см. таблицу).

До 25 баллов – лидерство выражено слабо;

26–35 баллов – средняя выраженность лидерства;

36–40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

40 баллов и более – склонность к диктату.

Ключ к тесту 16.2 «Есть ли у вас задатки лидера?»

Засчитайте себе по одному баллу за каждый правильный ответ.

1. Неверно. Способность руководить не передается по наследству. Мы можем этому научиться, как учимся всему остальному в жизни, но для этого потребуются упорство и настойчивость.

2. Неверно. Берясь за руль, вы должны быть готовы к тому, что окружающие будут испытывать к вам противоречивые чувства. Это странная смесь любви и ненависти, которую обычно испытывает «упряжка» к бегущему впереди вожаку.

3. Неверно. Хороший лидер должен быть заметен. Присутствие лидера придает уверенность членам команды и поднимает их дух. Нельзя быть одиноким волком и вожаком стаи одновременно.

4. Верно. Руководство, по крайней мере на работе, – это улица с двусторонним движением. Чтобы добиться успеха, нужно уметь «манипулировать» своим начальством. Как говорит консультант по менеджменту П. Друкер, честолюбивый лидер должен использовать своего шефа как «источник достижений, благодеяний и, будем откровенны, личного успеха».

5. Неверно. Если вы пробились наверх, не думайте, что у вас на все будет готов ответ. Даже наиболее удачные лидеры порой застывают в нерешительности.

6. Неверно. Превосходство – менее важное качество, чем наличие интеллекта и способностей к убеждению. Исследования проф. Р. Танненбаума, И. Вешлера и Ф. Массарика показали, что суть лидерства в межличностном влиянии, которое реализуется через общение.

7. Неверно. Хотя у некоторых исторических лидеров и была заурядная внешность (Наполеон, Ганди), но это скорее исключение, чем правило. Те, кто пробивается наверх, обычно физически более привлекательны, более энергичны и выше ростом, чем их коллеги.

8. Неверно. Люди, способные управлять действиями других, склонны к конкретизации. Художественной литературе они предпочитают документальную, а если и читают художественную литературу, то выбирают детективы.

9. Неверно. Хорошие руководители стремятся к гармонии. Они склоны к демократии, хотя это и замедляет принятие решения, и предпочитают выслушивать все стороны, чтобы узнать причины возражений. После этого они пересматривают решение, приводя его к компромиссу между своими взглядами и мнениям окружающих.

10. Неверно. Не расстраивайтесь, если кто‑то из ваших подчиненных соображает быстрее вас. Исследования показали, что способность быстро принимать решение для лидера не так важна, как наличие здравого смысла и умения все хорошо продумать, прежде чем начать действовать.

8‑10 правильных ответов. Из вас получится отличный лидер. Вы чутко относитесь к нуждам подчиненным, и если вы до сих пор не президент, то только потому, что работаете не в полную силу.

4–7 правильных ответов. У вас средние способности к руководству. Как и многие другие в этой категории, вы сможете чего– то добиться, если немного подучитесь.

До 3 правильных ответов. Вы типичный подчиненный, вам не водить полки в атаку. Это не значит, что вы не сможете добиться своей цели, но вам придется нелегко, если для ее достижения понадобится кем‑то руководить. Людям, набравшим немного баллов, лучше работать самостоятельно, а не руководить коллективом.

Ключ к тесту 16.3 «Кто вы: капитан или рядовой?»

За ответы на вопросы начисляются баллы:

16 баллов. Вы – «рядовой». Вы слишком уважаете других и отождествляете свои слабости со слабостями ближних, поэтому не способны командовать и успешно конкурировать – ведь для этого необходимо уметь «поглощать и переваривать» чужие трудности.

Может быть, за вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие‑либо выводы, проанализируйте, сколько раз ваши попытки руководить терпели неудачу.

Если вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности, это не так уж и плохо – так спокойнее.

17–23 балла. Вы находитесь между «молотом и наковальней». Вы немножко «капитан» (руководитель) и немножко – «рядовой». Вы с трудом принимаете решения, так ведь? Вам трудно добиться признания, ваши аргументы – слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

24 балла и более. Вы – «капитан». С детских лет вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом ваше влияние на других людей крепло и особенно явственно проявлялось в трудные минуты.

Если вы честолюбивы и не боитесь работы, благодаря этому дару вы можете занять очень высокое положение. В противном случае нужно довольствоваться тем, что вас считают прекрасным другом (подругой), и вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.

Ключ к тесту 16.4 «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?»

За ответы на вопросы начисляются баллы в соответствии с таблицей:

36 баллов и более. Инициатива в вас неистребима. Вы в любой момент и в любом коллективе готовы занять лидирующую позицию. Вы можете указать путь и повести за собой, вас ждет большое будущее – при одном условии: если при этом за вами идут.

19–35 баллов. Человечеству и удалось добиться больших успехов, потому что каждый из нас готов в любой момент стать ведущим или ведомым, лидером или подчиненным. Вам обе эти роли присущи примерно в равной степени, и потому для вас найдется место в любом коллективе. Остается надеяться, что это место вас устраивает.

18 баллов и менее. Ваша участь – добросовестное исполнение чужих инициатив. Вы привыкли чутко прислушиваться к чужому мнению и следовать генеральной линии, проложенной другими. Легко и приятно знать, что за тебя уже все решили и ответственность лежит не на тебе. Но кто знает, может вы способны на большее?

Ключ к тесту 16.5 «Администратор или лидер?»

Регистрационный бланк

По шкале Л суммируют все баллы, полученные на нечетные вопросы теста; по шкале А суммируют все баллы, полученные на четные вопросы теста.

Пример: Л = 90 баллов; А = 60 баллов.

Сумма баллов приравнивается к 100 %.

Л + А = 150 баллов = 100 %,

тогда лидерство в относительных величинах будет равно:

Л = 90 × 100 / 50 = 60 %,

администраторство окажется несколько ниже:

А = 60 × 100/ 150 = 40 %.

Вывод. В нашем примере руководитель в большей степени лидер, а не администратор, т. е. он может опираться на свой авторитет и силу влияния, а не на должностной статус и власть.

16.7. Конкретные ситуации

Ситуация 1

Вы лидер в своей команде на протяжении многих лет, но появляется молодой перспективный сотрудник, который разрабатывает интересные проекты. Ему требуется ваша поддержка. Вы видите, что этот человек явно стремится занять ваше место.

В очередной раз, когда он обратился за помощью, вы говорите:_____________

Ситуация 2

Вы начальник СМУ. К вам на прием пришел бригадир бригады № 3 с жалобой на неоднократные срывы дисциплины. Причина кроется в том, что неформальным лидером является абсолютно недисциплинированный работник, который «вносит смуту в умы» остальных членов бригады, и те то не являются на работу вообще, то самовольно уходят, то в рабочее время распивают спиртные напитки и т. д.

Вы говорите:_____________

Ситуация 3

Вы – начальник торговой компании. Бухгалтер компании пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи сначала главному бухгалтеру, а потом уже вам. Вам это не нравится.

Вы вызываете главного бухгалтера и говорите:____________

Ситуация 4

1. Смоделируйте ситуацию, при которой человек обладает чем– то одним: либо властью, либо влиянием, либо авторитетом, либо лидирует, но не имеет ни одного из трех оставшихся качеств из тех, которые были названы. Какая из смоделированных ситуаций наиболее типична?

2. Может ли руководитель, обладающий властью, но не являющийся лидером, успешно справляться со своими обязанностями? Почему? Приведите примеры исходя из собственного опыта. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

3. Какие из современных лидеров вам больше всего нравятся? Проанализируйте их поведение. Есть ли общее между вашим поведением и поведением этих лидеров? В чем различия? Какие черты вы бы хотели перенять у этих лидеров? Поможет ли это вам в формировании поведения современного менеджера? Почему?

4. Каким должно быть поведение современного лидера? Зависит ли это от призвания, миссии или целей организации? Почему? Зависит ли поведение лидера коммерческой фирмы от характера специализации этой фирмы? В случае положительного ответа определите черты, свойственные лидеру финансовой компании. Приведите примеры.

5. Может ли менеджер быть одновременно ориентирован на задание и на работника?

6. Какие формы поведения лидера из числа описанных в литературе вы можете назвать? Какие формы, которые нигде не были названы, вы можете привести дополнительно?

7. Приведите примеры ситуаций, при которых поведение подчиненных заставляет лидера кардинально менять свое поведение. Можно ли считать его хорошим лидером?

8. Часто шеф отсутствует, а его заместитель на месте. Значит ли это, что шеф вовсе не нужен?

16.8. Контрольные вопросы

1. Какие качества присущи лидеру?

2. В чем различия формального и неформального лидеров?

3. Для каких целей руководителю необходимы лидерские качества?

4. Как вы поступите, если в вашем коллективе существует явная конфронтация между формальным и неформальным лидерами?